- Богопочитание
- понятием богопочитания (или обожания) обнимаются все обязанности христианина по отношении к Богу. Богопочитание есть признание и выражение человеком-христианином безусловной зависимости своей от Бога, как высочайшего Владыки и Творца всего, и полнейшей преданности Ему, как своему Отцу и Благодетелю. На земле невозможно и представить такое отношение, которое равнялось бы отношению между человеком и Богом. Если, напр., мы представим себе отношение между могущественнейшим царем и беднейшим и слабейшим нищим, то это будет лишь весьма слабое подобие отношения между Богом и человеком, потому что земной царь, одаривши нищего всеми находящимися в его распоряжении благами, не сообщил ему бытия и не может доставить душе его вечного спасения или вечной погибели. Но это сообщил и это доставляет человеку Бог. Вот почему даже серафимы, по словам пророка Исаии (Ис. 6, 2, 3), закрывают лица свои, будучи не в состоянии выносить величия славы Божией. Вот почему и нас земнородных апостол призывает "служить Богу с благоговением и страхом" (Евр. 12, 28). Если человеческая природа устроена так, что деятельность духовная и телесная, внутренняя и внешняя в ней неразрывно связаны, и если Бог есть творец не только души, но и тела человеческого, то отсюда само собой следует, что мы должны "прославлять Бога и в телесех наших и в душах наших, яже суть Божия" (1 Корф. 6, 20). Таким образом возможно, а вместе и необходимо богопочитание внутреннее и внешнее. Одно с другим связано неразрывно. Без внутренней, или духовной, стороны богопочитание было бы телом без души, т. е. безжизненным, механическим и бесценным. Оно было бы даже лицемерием, самообольщением. В беседе с самарянкой Господь Иисус Христос называет истинными поклонниками тех, которые кланяются Богу "духом и стиною". Но с другой стороны, без внешней, или телесной, стороны богопочитание было бы неполным, бездейственным и не могло бы укрепиться в человеке. Опыт показывает, что пренебрегающие внешними средствами выражения религиозных чувствований (крестным знамением, преклонением головы и колен и т. д.), обыкновенно бывают лишены и внутренней религиозности. И наоборот: усердно и со смыслом пользующиеся этими средствами вызывают и укрепляют в себе соответствующее внутреннее религиозное настроение. Каждое живое чувство стремится выразиться во вне. Поэтому-то нет такой религии на земле, которая не сопровождалась бы какими-либо формами внешнего богослужения. Пришедший на землю Сын Божий был "духовен в высшей степени"; но и Он выражал молитву свою внешними знаками (возведением очей к небу, преклонением колен и лица) (Иоан. 17, 1; Лук. 22, 41; Матф. 26, 39).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.